ДОМАШНЕЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО SKREBEYKO
ПЯТЫЙ УРОК «ПИШИ»
Сбор и анализ обратной связи
В уроке: Как запросить, понять, отработать и применить обратную связь гостей
Конспект пятого урока «Пиши»
Обратная связь — главный инструмент общения ведущей с гостями о предложенных практиках. Роль ведущей не предполагает обучение, терапию или любое другое обсуждение написанного гостем в блокноте. Поэтому этап сбора обратной связи особенно ценен для ведущей.

Обратная связь — исключительно добровольный процесс. Ведущая предлагает этот обмен, а гость вправе отказаться от обсуждения или прервать его в любой момент, не объясняя причины.

Обратная связь запрашивается по завершении самостоятельной работы с пп, после рефлективного отклика.

Смысл обратной связи для гостя — озвучить относительно пройденной практики все, что захочется. По сути, это единственный важный критерий.

Отклики могут быть очень разными:

  • Эмоции во время письма и размышлений
  • Зачитывание нескольких строк из блокнота
  • Интересные мысли или открытия о себе
  • Оставшиеся или появившиеся вопросы о практике
  • Сложности во время письма
  • Вопросы или просьбы к другим гостям
  • Отсутствие отклика

Озвучивать свои чувства и мысли для многих гостей очень важно. А если у вас групповая практика, то обратная связь может даже запустить вторую серию рефлексивного отклика — гости захотят записать интересные мысли, пришедшие в ответ на слова людей из круга.

Смысл обратной связи для ведущей — получить (или не получить) подтверждение достижения задуманных смысловых и физических целей (смысловая ОС), а так же понять, насколько удачной оказалась составленная инструкция к практике (техническая ОС).

СМЫСЛОВАЯ

Если достижение физического результата вы часто можете «подсмотреть», то о смысловом рассказать может только сам гость. Если вам важно получить это подтверждение, формулируйте запрос на обратную связь соответствующе.

ТЕХНИЧЕСКАЯ

Если инструкция была не совсем понятна, то вы, скорее всего, узнаете это из обратной связи. Гости будут больше говорить о том, с какими сложностями столкнулись во время письма, а не о смыслах и результатах, которые они получили. А если инструкция была совсем плоха, то вы узнаете об этом еще до рефлективного отклика, по многочисленным вопросам гостей. Кроме того, гости могут дать ОС на внешние факторы, которые не имеют непосредственного отношения к вашей ПП, но оказали на нее влияние.

Например:

  • Плохое самочувствие (не из пп, а еще до того)
  • Плохое соединение (при работе онлайн)
  • Внешний шум (кофемашина, громкий сосед)

Некоторые из этих факторов могут находиться в сфере влияния ведущей, их можно взять на заметку на будущее.

Деление на смысловую и техническую ОС — условно, мы его приводим в рамках курса, чтобы вы понимали, на что стоит обратить внимание, что искать в словах гостей.

Какими словами можно запросить ОС? Самыми простыми:

  • «Есть ли что-то, чем вам хочется поделиться вслух?»
  • «Как вам эта практика?»
  • «Ну что, удалось ли прийти к списку замедляющих дел? Что вам заполнилось в процессе и в результате практики?»

Хорошим вариантом будет сочетание общего вопроса с вопросом о достижении смыслового результата, как в последнем примере.

Что делать с полученной ОС? Зависит от вашей цели и намерений.

  • Доработать инструкцию
  • Оформить в формате отзыва
  • Использовать как настройку для следующей практики
  • Или просто насладиться триумфом, когда все удалось так, как было задумано!

Навык запроса и анализа ОС растет с опытом. Причем опыт можно получать и в роли ведущей, и в роли гостя! Тренируйтесь при любой возможности, давайте ОС коллегам. Обращайте внимание на то, что именно вы сами хотите передать в своей обратной связи и почему именно это.
Проверочный тест
Сбор и анализ обратной связи
Проверь, как ты освоила материал пятого урока. Домашнее задание рекомендуем выполнять после прохождения теста без ошибок :)
Начать тест
Обратная связь — это
Неверно
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Смысл обратной связи для гостя
Верно
Неверно
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Смысл обратной связи для ведущей
Неверно
Верно
Верно
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Я не расслышала, заволновалась, не так сделала. У меня не список получился, а текст.» Это…
Неверно
Верно
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Я не стала дописывать все 30 пунктов, мне 20 хватило, чтобы все понять!»
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Вот это да! Ты просто крутышка!
Самое важное из урока неплохо уложилось в твоей голове. Теперь самое время приступить к выполнению задания.
Пройти ещё раз
Домашнее задание
...
Текстовый вариант аудиозадания с подробностями от Мэри Дегожской
Снова привет, с вами Мэри. Мы дошли до очень важного пункта – обратной связи. Именно здесь вы узнаёте, что же происходило с гостями всё это время, насколько им было понятно, достигнуты ли те цели, которые вы ставили перед собой, когда начинали придумывать письменную практику. Итак, что вам нужно будет сделать в этом задании?

Выполните любую практику коллеги из вашей минигруппы, от настройки до рефлексии. Вы можете договориться в группе, что каждый из вас даст какую-нибудь практику для этого задания, чтобы настройка, инструкция и рефлексия были в одном сообщении, и вам было удобно друг с другом работать.

Выберите любую практику, которая вам нравится. Можете взять несколько, но шаги будут одни и те же.

Вы выполняете практику полностью и даёте автору свою обратную связь в том виде, в котором захотите её дать.

Затем вы анализируете свою обратную связь, которую дали другому автору. Вопросы могут быть следующие:

  • Какую именно обратную связь вы даёте? Проанализируйте то, что вы написали как обратную связь.
  • Это была техническая обратная связь или смысловая? Или там была и та и та? В таком случае какой была больше?
  • С какой вы начали и почему?
  • Что для вас было важно сказать, что было важно донести?
  • Что вас вывело на большие эмоции?
  • А также напишите, какие выводы вы бы сделали на месте автора практики на основании этой обратной связи.
То есть вы выдали, например, какие-то замечания по техническим вопросам. Что-то вам не понравилось, чего-то не хватило. Может быть, вам не хватило времени или было что-то непонятно, и приходилось вчитываться несколько раз, чтобы понять. А может, вы сделали, но потом поняли, что сделали неправильно или не достигли результата. Это всё будет относиться к технической части обратной связи. Соответственно, по итогам этой технической обратной связи вы можете сделать предположение, что инструкцию можно изменить каким-то определенным способом.

Затем можно дать смысловую обратную связь. Чего вы достигли, что вы испытывали, как вы себя чувствуете, что для вас было важным, какое у вас общее впечатление о практике, понравилась она вам или нет, в каких ситуациях, возможно, вы бы могли её использовать?

Если автор практики поделится с вами после вашей обратной связи своими ожидаемыми результатами, то сможете понять, насколько вы достигли тех результатов, которые ожидал автор этой практики. И, соответственно, вы сможете тоже сделать определённые выводы.

Например, если мы возьмём мою практику на дне рождения, то я тоже могу после рефлексии спросить обратную связь. Я могу получить также техническую обратную связь о том, что кому-то, возможно, не хватило времени, у кого-то не писал маркер, кто-то стеснялся своего почерка, кто-то не мог сосредоточиться в шуме и гаме, и поэтому сложно было придумать своё пожелание. И эта обратная техническая связь будет делиться для меня на существенную и несущественную.

О маркерах я должна была позаботиться заранее самостоятельно, чтобы они все писали. Про почерк, может быть, могла бы как-то заранее смягчить и сказать, что он не так важен, предложить написать своим красивым почерком или найти человека с красивым почерком, который помог бы человеку избежать этого стеснения. А вот, например, с шумом на празднике я вряд ли могу что-то сделать, поэтому это особенности человека.

Смысловая обратная связь тоже может быть разная. Да, кто-то, может быть, вообще не нашёл, что переписать с плаката; кому-то было непонятно, что дописывать; кто-то, возможно, захотел бы услышать какие-то пожелания в свой адрес еще и от других людей и так далее. Таким образом я могла бы увидеть степень заинтересованности гостей; давали ли они мне обратную связь; что именно им понравилось — радовать именинницу или радовать себя; было ли им понятно вообще, ради чего это всё происходит; какие эмоции они испытали; что они с собой уносят. И могла бы скорректировать к следующему разу на каком-нибудь другом дне рождения инструкцию к этой практике.

После того, как вы проанализировали свою обратную связь на практику другого человека, вы собираете всю обратную связь, которую дали другие участники на вашу практику, и анализируете уже эту обратную связь.

Смотрим на то же самое:

  • Есть ли там техническая часть?
  • Есть ли смысловая часть?
  • Как эта обратная связь поможет тебе сделать практику лучше?
  • За что вы можете себя поблагодарить, что получилось очень круто?
  • Может быть, что-то получилось лучше, чем вы ожидали?
  • А может, люди делали какую-то другую практику, а не ту, которую вы задумали в итоге?
Результаты могут быть разными, поэтому проанализируйте, что у вас получится. Примеры того, как могут выглядеть эти анализы, вы найдете в уроке. У вас должно получиться что-то похожее, только относительно вашего опыта. И, конечно, делитесь своим анализом в сообщении для ментора. Не забудьте проставить свои хэштеги с заданием номер пять.

И ещё одна небольшая ремарка: когда вам дают техническую обратную связь, всегда смотрите и на смысловую часть этого отзыва тоже. Потому что часто люди, которые что-то не расслышали, увлеклись, сделали не так, тоже добиваются каких-то целей. Возможно, в результате они получают те результаты, которые вы хотели от них изначально, даже несмотря на то, что они сделали что-то не так. Значит, произошли какие-то абсолютно не критичные вещи, которыми можно пренебречь.

А иногда гости добиваются каких-то совсем других целей, и эти цели оказываются для них более важными здесь и сейчас.

Например, ваша практика была про благодарность, а гость сделал себе какой-то план или придумал новый проект в процессе размышления над вашими вопросами и заданиями. Он шёл по шагам инструкции, а потом его что-то куда-то унесло в другую сторону, и в результате он сидел и прописывал бизнес-план своего проекта. И результат гостя будет вот такой, и он будет очень этим доволен.

Конечно же, можно только порадоваться за этого человека, порадоваться за себя, что ваша практика произвела фурор в голове этого гостя, и он вышел на интересную мысль и даже смог её закончить, пока люди работали над вашими инструкциями дальше. В этом нет ничего страшного.

Рассматривайте обратную связь всегда с нескольких сторон, не относитесь к ней очень критично. Смотрите, какую пользу вы услышали для себя, какую пользу получил человек, выполняя вашу практику, к чему он в итоге пришёл, насколько он доволен. Часто именно это имеет значение, а не сухое достижение вашими гостями тех целей, которые вы изначально ставили в практике.

Удачи вам, будем ждать ваших анализов, и увидимся с вами в финальном уроке этого модуля. Будем обсуждать риск-менеджмент ваших письменных практик. Удачи!
  1. Выполни любую практику другой участницы из твоей мини-группы — от настройки до рефлексии.

  2. Дай свою обратную связь автору практики.

  3. Проанализируй свою обратную связь другому автору: какую ОС ты дала, техническую или смысловую? Какие выводы ты бы сделала на месте автора практики на основании твоей обратной связи?

  4. Проанализируй ОС других участников на твою практику. Есть ли там техническая часть? Смысловая? Как эта ОС поможет тебе сделать практику лучше? За что ты можешь себя поблагодарить?

  5. Поделись обоими анализами в сообщении для ментора. Не забудь проставить свои хештеги.
Пример анализа своей ОС на чужую практику

Моя обратная связь началась с технической части. Мне была понятна инструкция, но в указанный тайминг я не уложилась, хотелось писать еще. Важно, что бОльшая часть моего недовольства была вызвана внешним фактором — меня постоянно отвлекала дочь. Так что менять тайминг в инструкции скорее всего не нужно.

В смысловой части мне захотелось поделиться фактом смены эмоций в процессе выполнения практики. В начале я не верила, что осилю написание такого большого списка. Поэтому, когда дошла до конца, была очень горда собой! СР автора практики «воодушевление» я считаю достигнутым!

Пример анализа ОС других участников на мою практику:

Технической ОС мне почти не дали. Та, что была, имеет отношение больше к внешним факторам. Так что никаких изменений не требуется.

Смысловая ос была очень общей, словами «мне понравилось», «очень интересно». Я расстроилась, так как по этим фразам мне неясно, каких результатов достигли гости, совпадают ли они с моими целями. Я думаю, это может быть связано с тем, что в рефлексии у меня были общие вопросы «Как вы себя чувствуете?», «Было ли вам интересно писать?». Планирую изменить подход к РО и попробовать еще раз.

При замечаниях в технической ОС всегда смотри на смысловую часть этого же отзыва. Часто нерасслышавшие, увлекшиеся гости, которые сделали все не так, добиваются целей практики. А еще иногда они добиваются каких-то других целей, более важных сейчас для них. Это ты однозначно сможешь записать в свои победы.
Рефлексивная анкета
Эта анкета — для рефлексии проведенной тобой работы с материалами каждого урока. Мы настойчиво просим ее заполнить. Твои ответы очень пригодятся и тебе, и нам, чтобы подвести итоги модуля. Важно: заполни после сдачи домашки.