ВТОРОЙ УРОК «ПИШИ»
Разработка инструкции к практике
В уроке: Зачем нужна? Какие компоненты обязательны, какие — нет? Единовременная или поэтапная?
Конспект второго урока «Пиши»
Инструкция — это пошаговое руководство, которое ведет гостя от начала практики к финалу.

Практики бывают разные — из одного вопроса или на целый час интенсивной работы.

Соответственно, размер и формат инструкций будет сильно отличаться. Рассмотрим самые важные параметры инструкции, которые помогут вам ее составить.

Хорошая инструкция позволяет гостю сосредоточиться на своих мыслях и переживаниях, не отвлекаясь на технические вопросы. Ведущая сопровождает гостя в практике, как личный водитель, который откроет дверь, настроит кондиционер и радио, бережно проедет все неровности, выберется из пробки и при этом не нарушит ни одного ПДД. А вы при этом наслаждаетесь поездкой и имеете несколько минут на себя, приближаясь к пункту назначения.

  • Понятная
В идеале — короткими простыми предложениями, без сложных конструкций и профессиональной лексики. Мысли гостя должны быть заняты выполнением инструкции, а не ее переводом на язык простых смертных.

  • Практическая
В инструкции не должно быть теоретических вставок и лирических отступлений. Яркий пример можно рассказать отдельно до или после практики. А если вы хотите поделиться каким-то интересным знанием, то это можно сделать в виде письменной раздатки по желанию гостей.

  • Конкретная
Там, где возможно, называйте длительность, количество, размер. Инструкция задает рамки там, где они важны.

Что именно должно быть в инструкции:

  1. Непосредственно действия и порядок их выполнения.
  2. Сколько времени вы даете на работу.
  3. Какие материалы потребуются.
  4. Сколько места займет практика на бумаге.
  5. Если практика не ваша, то хорошим тоном будет упомянуть автора или источник, откуда вы взяли практику.

Все ли вышеперечисленное должно быть в каждой инструкции? Не всегда.

Как понять, что именно обязательно включить?

Перечитать формулировки результата ПП, которые вы уже умеете составлять. Вы увидите, критично ли, чтобы весь текст/список был на одной странице блокнота. Важно ли вам, какого будет размера рисунок к практике. Обязательно ли пользоваться цветными ручками в этой ПП.

Также важен контекст практики — где и когда вы будете ее проводить? Сколько времени гости будут готовы на нее потратить? Насколько пространство подходит для письма? Чем лучше вы будете понимать ситуацию, тем проще будет понять, как составить инструкцию.

Инструкция может даваться сразу целиком, а может — частями, по мере выполнения практики. Иногда это не принципиально, а иногда критически важно.

Например, если у вас серия из 5 вопросов, на каждый из которых вы хотите дать по 2-3 минуты, то скорее всего не будет большой разницы. Можно попросить записать все вопросы и затем дать 15 минут на все ответы. А можно давать вопросы по одному, делая паузы по 3 минуты после каждого.

Как понять, как дать длинную инструкцию?

Задать себе вопрос: как повлияет на работу с ПП тот факт, что гость будет знать все шаги до конца? Не потеряется ли смысл практики?

Например, если вы сперва спонтанно пишете или рисуете, а потом расшифровываете или анализируете, то знание полной инструкции скорее всего собьет гостя с мысли. Это как подглядеть в ответы, не подумав над загадкой самостоятельно.

Другой пример — если шаги ПП связаны логически, то есть результат первого шага нужен для выполнения второго. Например, сперва вы просите составить список любимых вещей из своей квартиры, а потом представить себя с ними на необитаемом острове. Знание второго шага явно испортит размышления над первым.

Как проверить свою инструкцию?

Сделать по ней всю практику от начала до конца, как это будет делать гость. Не додумывая того, что в ней не описано. Заводя себе таймер. Используя те инструменты, которые там указаны. А затем проверьте, насколько ваш результат похож на то, что вы описывали при планировании.

  • Достигнут ли смысловой результат?
  • Получилось ли на бумаге то, что описано в физическом результате?
Проверочный тест
Разработка инструкции к письменной практике
Проверь, как ты освоила материал второго урока. Домашнее задание рекомендуем выполнять после прохождения теста без ошибок :)
Начать тест
Как проверить инструкцию к практике?
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Верно!
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как связаны инструкция и результаты ПП?
Верно!
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
При создании практики…
Неверно
Верно!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что может содержать хорошая инструкция?
Верно!
Неверно
Верно
Верно
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Качества хорошей инструкции
Верно!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Вот это да! А ведь урок-то сложный!
Мы всей командой верим, что и с заданием ты справишься так же легко. Вперед!
Пройти ещё раз
Домашнее задание
...
Текстовый вариант аудиозадания с подробностями от Мэри Дегожской
Привет! Это Мэри и мой подкаст с подробностями о втором задании. Инструкция — это самая объемная часть письменной практики. От неё во многом зависит, придут ли гости к задуманным вами результатам. В этом уроке вам предстоит практиковаться в составлении инструкции. Пройдёмся по шагам задания.

Шаг первый. Решите, к какой практике вы будете составлять инструкцию. Можете взять ту, результаты которой вы прописали в задании первого урока. Если берёте другую, сперва пропишите результаты. Важно не брать сложную составную практику для первой попытки. Вы сможете попробовать усложнение после того, как ментор примет первую попытку.

Вот серьёзно, уже на этом шаге вернитесь к результатам и спросите себя, видите ли вы эту практику? Представляете, как именно вы можете привести гостей к этим результатам? Если нет, то для первых проб написания инструкции эти результаты не подходят. Возьмите для начала самую простую практику, которую можете себе представить.

Если совсем не знаете, к чему подступиться, возьмите готовую практику с сайта Издательства. Пропишите её результаты. Дальше будете воссоздавать инструкцию пути к ним самостоятельно.

Уверяю, у вас, скорее всего, получится совсем другая практика, но вдохновение уже будет в кармане.

Помните мой пример с плакатом пожеланий для дня рождения? Давайте я выполню задание урока для этой практики, как будто бы я придумываю эту практику.

Итак, результат физический у нас такой: красивый плакат с пожеланиями для именинницы. Что со смысловым результатом? Я бы хотела, чтобы этот плакат помогал сформировать позитивный образ предстоящего года именинницы, чтобы она на него посмотрела сейчас и представила свой следующий год на основании этих пожеланий. Как бы он сложился, если всё сбудется. Исходя из этих результатов, я буду придумывать инструкцию дальше.

Шаг второй. Пропишите шаги к указанным результатам.

Если вы придумываете новую практику, то попробуйте идти от результата к началу. Так вы создадите цепочку действий, которые точно к нему приведут.

О чём этот шаг? Если вы прописывали результаты и уже представляли эту практику, то есть вы понимаете, чего хотите от гостей, то это одно. Если вы придумали результаты просто на пустом месте, с чистого листа, то я бы вам рекомендовала попробовать размотать клубок с конца в начало.

Я сейчас приведу пример, как можно это сделать. Чтобы каждый гость написал пожелание, он должен его придумать. Здорово, когда пожелания не общие — «желаю счастья и здоровья, Пух» — а адресные, именно про именинницу. Значит, они должны основываться на том, что гость знает об имениннице, то есть на каких-то конкретных фактах. Они сразу же придадут шарм, объём, глубину этим пожеланиям.

Для того, чтобы не оставлять гостей в ситуации, когда они ничего не могут придумать и будут нервничать по этому поводу, будет здорово предложить им те сферы, в которых они могут что-то знать об имениннице. Например, её опыт, увлечения, образование и так далее. В конце концов, просто внешность – уже хорошая сфера, потому что даже человек, который видит именинницу в первый раз или имеет с ней какое-то очень шапочное знакомство, тоже сможет придумать интересное пожелание на основании внешности. Таким образом мы не поставим гостя в неловкое положение. А ещё можно заранее приготовить карточки с интересными фактами об имениннице, и по желанию гости смогут их взять и использовать для создания своих пожеланий.Вот таким образом я попробовала развернуть шаги, которые нам необходимо будет сделать на празднике для того, чтобы эта практика состоялась. В общем-то, этого уже достаточно. Практика может начаться с вопроса: что вы знаете об имениннице? Шаги методом наоборот у нас готовы.

Важное отступление хочу сделать про примеры в инструкции. Вообще я не поддерживаю практику приведения примеров. Они очень часто сбивают гостей. И в уроке Оля говорит как раз об этом. Многословный или яркий пример просто зашорит фантазию, и человек не сможет придумать ничего другого самостоятельно. Но иногда примеры необходимы. В моём случае, в случае с плакатом на празднике, примеры лучше дать, но максимально простые. И, наверное, высшим пилотажем будет, если эти примеры с подачи ведущего предложат сами гости на основании каких-то карточек, которые мы потом не будем использовать в создании непосредственных адресных пожеланий. То есть привели примеры на каком-то факте или на двух фактах, заранее заготовленных, и дальше гости выбирают какие-то другие факты или придумывают ещё что-то своё.

Переходим к третьему шагу. Теперь будем дополнять инструкцию деталями.

  • Какие инструменты потребуются?
  • Сколько времени вы предложите для работы гостям?
  • На что стоит обратить внимание?
В моём примере с плакатом всё достаточно прозрачно. Если вы взяли простую практику, как я и просила, то у вас тоже всё должно быть достаточно просто и прозрачно.

Мне потребуется бумага для плаката, цветные ручки, фломастеры или краски, чем будут рисовать гости. Также каждому для предварительной работы в создании своего пожелания потребуется листочек и ручка или какой-нибудь стикер. Может быть, они напишут свои слова на стикере и просто наклеят на плакат. Если у меня мало времени, то я могу сделать именно такой ход.

А ещё мы можем сделать набор карточек с фактами и подсказками, о которых я говорила ранее. Их нужно подготовить заранее.

Время: на поиск фактов можно выделить минут десять. Тут будут как раз примеры и взаимодействие со зрителями, если это потребуется. И в итоге через десять минут у каждого гостя будет выбран какой-то факт об имениннице.

На придумывание адресного пожелания по выбранному факту следует выделить ещё пять минут, в течение которых ведущий может помогать, подсказывать тем гостям, у которых будут возникать сложности. И потом завершающая часть: красивое совместное оформление плаката. Это ещё минут пятнадцать. Просто потому, что это получается такая нетворкинговая деятельность, и требуется много времени, чтобы все подошли по очереди к плакату и оставили своё пожелание. На всю практику у нас получается примерно тридцать минут. Гостей может быть много, поэтому время закладывать нужно с запасом.

Шаг четвёртый. Прочитайте инструкцию, проверьте текст на логику и человечность языка. Легко ли сформулированы фразы?

На что она больше похожа: на историю или на набор фраз? Я имею в виду, насколько складная у вас инструкция, насколько согласованы предложения в ней?

Если это ваши первые шаги в составлении инструкций, я вам очень рекомендую прописать словами на бумаге или в гаджете, как именно вы хотите это произнести. И прочитайте вслух. Тогда вы увидите, где у вас слабые места, на что нужно ещё обратить внимание. Так что очень настоятельно вас прошу: пишите полными предложениями так, как вы будете это говорить людям, чтобы это был не сухой язык, а живая речь. Стенографируйте то, что вы хотите сказать.

Вот как это можно сделать: «Уважаемые гости, что вы знаете об этой чудесной девушке, нашей имениннице? Или что вы можете сказать о внешности этой девушки? Что знаете о её увлечениях? Может быть, вы помните, как и где вы познакомились? Возможно, это было какое-то интересное место или событие? Чем вы занимались? Почему вы о ней узнали, кто вас познакомил? Может быть, у вас есть общие знакомые, и это станет фактом. Выбирайте один, самый яркий факт на ваш вкус. Если совсем всё сложно или банально, вам не нравится то, что приходит на ум, можно крикнуть мне «хочу Джокер», и я вам дам волшебную карту с подсказкой (у меня есть колода заготовленных интересных фактов)». Это была первая часть инструкции.

Вторая часть: «А теперь превратите свой крутой факт в пожелание. Например, у вас был факт «лучистые глаза», тогда я могу пожелать: чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг. Вот такое пожелание. Или у нас есть факт «знание японского». Да, мне известно, что гостья на японском языке читает мангу, и я могу ей придумать такое пожелание: чтобы знание японского пригодилось не только для чтения манги, но и на живой экскурсии по Токио».
Здесь важно понимать, что я даю примеры, которые, возможно, и не потребуются на празднике, и гости сразу начнут писать. А может, мне зададут конкретный вопрос, и я вместе с гостем буду придумывать пример. Или я вытащу карту из заготовленной колоды фактов и сочиню пример на ходу на основании выпавшего факта, чтобы никого не сбивать.

И когда уже у всех готовы пожелания, то третья часть нашей инструкции может выглядеть так: «У нас всё готово для настоящей магии. Выбирайте фломастер по душе, самого красивого цвета, подходите к плакату и оставляйте своё пожелание».

Пятый шаг. Выполните практику по своей инструкции, исправьте то, что посчитаете нужным. Ключевой вопрос здесь такой: получилось ли у вас при прохождении собственной инструкции то, что было указано в результатах вашей практики? Если всё сделали правильно, то оно получится.

Следующий шаг. Напишите руководство пользователя к своей инструкции. Как её лучше преподносить: целиком или частями? Что нужно заранее приготовить, как и когда это использовать?

В рамках моего примера: инструкцию нужно давать последовательно, чтобы гости сосредотачивались на одной задаче. То есть я им не скажу сразу: сперва вы возьмёте факт, потом мы из него придумаем пожелание, а затем вы напишите его на плакате. Плакат может вообще быть сюрпризом, гости не будут знать ни смысловой, ни физический результат. Но если мы говорим о проведении такой практики онлайн или если я кому-то буду рассказывать, как провести мою практику, то вполне могу выдать все шаги сразу. Здесь не будет никакого неожиданного хода, никакой тайны. Заранее нужно будет подготовить сам плакат и карточки с фактами при желании.

И последний шаг: поделитесь результатами своей работы в мини-группе с ментором. Укажите результаты практики, дайте инструкции. Если это важно, добавьте туда же комментарии из вашего руководства пользователя.

Я надеюсь, что вам стало понятнее, каким образом выполнять задание, прописывать инструкцию, и вы с лёгкостью справитесь с этим заданием. Удачи, до встречи в чатах
1. Реши, к какой практике ты будешь составлять инструкцию. Можешь взять ту, результаты которой ты прописала в задании 1 урока. Если берешь другую, сперва пропиши результаты.

Не бери сложную составную практику для первой попытки. Ты сможешь попробовать усложнение после того, как ментор примет первую практику.

2. Пропиши шаги к указанным результатам. Если ты придумываешь новую практику, то попробуй идти назад, от результата к началу. Так ты создашь цепочку действий, которые точно к нему приведут.

3. Дополни шаги деталями: какие инструменты потребуются, сколько времени ты предлагаешь для работы, на что стоит обратить внимание.

4. Прочитай инструкцию, проверь текст на логику и «человечность» языка. Легко ли сформулированы фразы? На что она похожа больше — на историю или на набор фраз?

5. Выполни практику по своей инструкции. Исправь то, что посчитаешь нужным.

6. Напиши «руководство пользователя» к своей инструкции. Как ее лучше преподносить — целиком или частями? Что нужно заранее приготовить, как и когда это использовать?

7. Поделись результатом своей работы в мини-группе с ментором: укажи результаты практики, дай инструкции (от начала к результатам). Если это важно, добавь комментарии из «руководства пользователя».
Пример выполнения задания

ПИСЬМЕННАЯ

Письменный вариант нужен как шпаргалка для себя, чтобы не растеряться и ничего не пропустить во время проведения.

Так же он используется для письменных инструкций другой ведущей, которая будет проводить эту практику, если вы делитесь практикой.

!!!Вам в задании к уроку нужно создать именно этот вариант инструкции!!!

  1. Посмотрите на именинницу и напишите какой-нибудь интересный факт о ней. Для того, чтобы было удобнее выбрать, можете подумать о том, что вы знаете о ней из разных областей. Например, внешность, образование, опыт, увлечения. Выберите что-то одно и запишите. На раздумья у вас 10 минут.

  2. А теперь, опираясь на этот яркий факт, придумайте пожелание для именинницы. Например, из факта «лучистые глаза» можно пожелать «чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг». Если выбранный факт поставил вас в тупик, не мучайте себя, попробуйте другой. На творческие муки у вас 5 минут.

  3. Прекрасно! А теперь выбирайте самый красивый фломастер, подходите к плакату и вписывайте свое пожелание. За 15 минут должны управиться. Классный у нас с вами получается совместный подарок!
Приготовить заранее: пустой плакат для заполнения пожеланиями, набор цветных фломастеров, листочки/стикеры и ручки для каждого гостя. По желанию — набор карточек с фактами об имениннице, для примеров и помощи гостям.

УСТНАЯ

А вот как эта же инструкция может звучать в устной форме.

Предположим ситуацию, ведь практика пишется для конкретной аудитории в конкретной ситуации.

Именинница моя подруга, я знаю не всех гостей, но в компании нормально относятся к подколам и юмору. Гостей 15-20 человек.

  1. Где наша именинница? Вот она. Посмотрите на нее внимательно. Что вы знаете об этой чудесной девушке? Помогу вам: что можете сказать о ее внешности? Что вы знаете о ее увлечениях? Как и где вы познакомились? Выбирайте один, самый яркий факт, на ваш вкус, и записывайте на листочке. Листочки и ручки я вам сейчас раздам, пока вы думаете. Если совсем все сложно или банально, можно крикнуть «хочу джокер!», я дам вам волшебную карту с подсказкой. Да, карт на всех хватит. Не стесняйтесь, на празднике просить помощь не зазорно. Нет, она не обидится, я тоже ее вижу в первый раз. У вас 10 минут. Не торопитесь, но и не расслабляйтесь!

  2. Прекрасно! А теперь вы превратите этот крутой факт в пожелание. Например, у меня факт «лучистые глаза». Я пожелаю, чтобы ты научилась читать под одеялом без фонарика, с такими глазами-то. Шучу, давайте что-то красивое, праздник ведь. Чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг. Так лучше, правда? Кто уловил суть, как факты в пожелания превращать? Вперед! У вас минут 5 на превращения. Пишите пожелания на листочках у себя, чтобы не забыть.
  3. Вы это сделали, чудесно! У нас все готово для настоящей магии! Выбирайте фломастер по душе, подходите к плакату и оставляйте свое пожелание. Почерк не важен, пишите от сердца! Хотя если вы врач, попросите кого-то помочь, а то неудобно получится. За 15 минут мы должны управиться. Классный у нас с вами получается совместный подарок!
В задании к уроку настолько подробно прописывать не нужно. Пример дан здесь для того, чтобы подчеркнуть:

  • В любом случае все важные данные из каждого шага остаются: тайминг, материалы, где что взять, последовательность действий.
  • Устный вариант будет больше, то есть нужно понимать, что в реальности ваши инструкции займут больше времени, чем чтение конспекта.
  • Эмоциональный настрой, подробности, вводные слова будут отличаться у разных ведущих. Они будут зависеть от личности ведущей, группы гостей, контекста встречи.

Подробнее об этом мы будем говорить в модуле Веди. Сейчас важно научиться давать четкие инструкции, которые приведут к запланированному результату.
Рефлексивная анкета
Эта анкета — для рефлексии проведенной тобой работы с материалами каждого урока. Мы настойчиво просим ее заполнить. Твои ответы очень пригодятся и тебе, и нам, чтобы подвести итоги модуля. Важно: заполни после сдачи домашки.