ВТОРОЙ УРОК «ПИШИ»
Разработка инструкции к практике
В уроке: Зачем нужна? Какие компоненты обязательны, какие — нет? Единовременная или поэтапная?
Конспект второго урока «Пиши»
Инструкция — это пошаговое руководство, которое ведет гостя от начала практики к финалу.

Практики бывают разные — из одного вопроса или на целый час интенсивной работы.

Соответственно, размер и формат инструкций будет сильно отличаться. Рассмотрим самые важные параметры инструкции, которые помогут вам ее составить.

Хорошая инструкция позволяет гостю сосредоточиться на своих мыслях и переживаниях, не отвлекаясь на технические вопросы. Ведущая сопровождает гостя в практике, как личный водитель, который откроет дверь, настроит кондиционер и радио, бережно проедет все неровности, выберется из пробки и при этом не нарушит ни одного ПДД. А вы при этом наслаждаетесь поездкой и имеете несколько минут на себя, приближаясь к пункту назначения.

  • Понятная
В идеале — короткими простыми предложениями, без сложных конструкций и профессиональной лексики. Мысли гостя должны быть заняты выполнением инструкции, а не ее переводом на язык простых смертных.

  • Практическая
В инструкции не должно быть теоретических вставок и лирических отступлений. Яркий пример можно рассказать отдельно до или после практики. А если вы хотите поделиться каким-то интересным знанием, то это можно сделать в виде письменной раздатки по желанию гостей.

  • Конкретная
Там, где возможно, называйте длительность, количество, размер. Инструкция задает рамки там, где они важны.

Что именно должно быть в инструкции:

  1. Непосредственно действия и порядок их выполнения.
  2. Сколько времени вы даете на работу.
  3. Какие материалы потребуются.
  4. Сколько места займет практика на бумаге.
  5. Если практика не ваша, то хорошим тоном будет упомянуть автора или источник, откуда вы взяли практику.

Все ли вышеперечисленное должно быть в каждой инструкции? Не всегда.

Как понять, что именно обязательно включить?

Перечитать формулировки результата ПП, которые вы уже умеете составлять. Вы увидите, критично ли, чтобы весь текст/список был на одной странице блокнота. Важно ли вам, какого будет размера рисунок к практике. Обязательно ли пользоваться цветными ручками в этой ПП.

Также важен контекст практики — где и когда вы будете ее проводить? Сколько времени гости будут готовы на нее потратить? Насколько пространство подходит для письма? Чем лучше вы будете понимать ситуацию, тем проще будет понять, как составить инструкцию.

Инструкция может даваться сразу целиком, а может — частями, по мере выполнения практики. Иногда это не принципиально, а иногда критически важно.

Например, если у вас серия из 5 вопросов, на каждый из которых вы хотите дать по 2-3 минуты, то скорее всего не будет большой разницы. Можно попросить записать все вопросы и затем дать 15 минут на все ответы. А можно давать вопросы по одному, делая паузы по 3 минуты после каждого.

Как понять, как дать длинную инструкцию?

Задать себе вопрос: как повлияет на работу с ПП тот факт, что гость будет знать все шаги до конца? Не потеряется ли смысл практики?

Например, если вы сперва спонтанно пишете или рисуете, а потом расшифровываете или анализируете, то знание полной инструкции скорее всего собьет гостя с мысли. Это как подглядеть в ответы, не подумав над загадкой самостоятельно.

Другой пример — если шаги ПП связаны логически, то есть результат первого шага нужен для выполнения второго. Например, сперва вы просите составить список любимых вещей из своей квартиры, а потом представить себя с ними на необитаемом острове. Знание второго шага явно испортит размышления над первым.

Как проверить свою инструкцию?

Сделать по ней всю практику от начала до конца, как это будет делать гость. Не додумывая того, что в ней не описано. Заводя себе таймер. Используя те инструменты, которые там указаны. А затем проверьте, насколько ваш результат похож на то, что вы описывали при планировании.

  • Достигнут ли смысловой результат?
  • Получилось ли на бумаге то, что описано в физическом результате?
Проверочный тест
Разработка инструкции к письменной практике
Проверь, как ты освоила материал второго урока. Домашнее задание рекомендуем выполнять после прохождения теста без ошибок :)
Начать тест
Как проверить инструкцию к практике?
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Верно!
Неверно. Нужно пройти по инструкции от начала до конца самостоятельно.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как связаны инструкция и результаты ПП?
Верно!
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
При создании практики…
Неверно
Верно!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что может содержать хорошая инструкция?
Верно!
Неверно
Верно
Верно
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Качества хорошей инструкции
Верно!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Что-то пошло не так. В какой-то вопрос закрался неверный ответ.
Попробуй пройти тест еще раз. А урок с Олей такой красивый, что можно тоже еще раз посмотреть. Ведь так?
Пройти ещё раз
Вот это да! А ведь урок-то сложный!
Мы всей командой верим, что и с заданием ты справишься так же легко. Вперед!
Пройти ещё раз
Домашнее задание
1. Реши, к какой практике ты будешь составлять инструкцию. Можешь взять ту, результаты которой ты прописала в задании 1 урока. Если берешь другую, сперва пропиши результаты.

Не бери сложную составную практику для первой попытки. Ты сможешь попробовать усложнение после того, как ментор примет первую практику.

2. Пропиши шаги к указанным результатам. Если ты придумываешь новую практику, то попробуй идти назад, от результата к началу. Так ты создашь цепочку действий, которые точно к нему приведут.

3. Дополни шаги деталями: какие инструменты потребуются, сколько времени ты предлагаешь для работы, на что стоит обратить внимание.

4. Прочитай инструкцию, проверь текст на логику и «человечность» языка. Легко ли сформулированы фразы? На что она похожа больше — на историю или на набор фраз?

5. Выполни практику по своей инструкции. Исправь то, что посчитаешь нужным.

6. Напиши «руководство пользователя» к своей инструкции. Как ее лучше преподносить — целиком или частями? Что нужно заранее приготовить, как и когда это использовать?

7. Поделись результатом своей работы в мини-группе с ментором: укажи результаты практики, дай инструкции (от начала к результатам). Если это важно, добавь комментарии из «руководства пользователя».
Пример выполнения задания

ПИСЬМЕННАЯ

Письменный вариант нужен как шпаргалка для себя, чтобы не растеряться и ничего не пропустить во время проведения.

Так же он используется для письменных инструкций другой ведущей, которая будет проводить эту практику, если вы делитесь практикой.

!!!Вам в задании к уроку нужно создать именно этот вариант инструкции!!!

  1. Посмотрите на именинницу и напишите какой-нибудь интересный факт о ней. Для того, чтобы было удобнее выбрать, можете подумать о том, что вы знаете о ней из разных областей. Например, внешность, образование, опыт, увлечения. Выберите что-то одно и запишите. На раздумья у вас 10 минут.

  2. А теперь, опираясь на этот яркий факт, придумайте пожелание для именинницы. Например, из факта «лучистые глаза» можно пожелать «чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг». Если выбранный факт поставил вас в тупик, не мучайте себя, попробуйте другой. На творческие муки у вас 5 минут.

  3. Прекрасно! А теперь выбирайте самый красивый фломастер, подходите к плакату и вписывайте свое пожелание. За 15 минут должны управиться. Классный у нас с вами получается совместный подарок!
Приготовить заранее: пустой плакат для заполнения пожеланиями, набор цветных фломастеров, листочки/стикеры и ручки для каждого гостя. По желанию — набор карточек с фактами об имениннице, для примеров и помощи гостям.

УСТНАЯ

А вот как эта же инструкция может звучать в устной форме.

Предположим ситуацию, ведь практика пишется для конкретной аудитории в конкретной ситуации.

Именинница моя подруга, я знаю не всех гостей, но в компании нормально относятся к подколам и юмору. Гостей 15-20 человек.

  1. Где наша именинница? Вот она. Посмотрите на нее внимательно. Что вы знаете об этой чудесной девушке? Помогу вам: что можете сказать о ее внешности? Что вы знаете о ее увлечениях? Как и где вы познакомились? Выбирайте один, самый яркий факт, на ваш вкус, и записывайте на листочке. Листочки и ручки я вам сейчас раздам, пока вы думаете. Если совсем все сложно или банально, можно крикнуть «хочу джокер!», я дам вам волшебную карту с подсказкой. Да, карт на всех хватит. Не стесняйтесь, на празднике просить помощь не зазорно. Нет, она не обидится, я тоже ее вижу в первый раз. У вас 10 минут. Не торопитесь, но и не расслабляйтесь!

  2. Прекрасно! А теперь вы превратите этот крутой факт в пожелание. Например, у меня факт «лучистые глаза». Я пожелаю, чтобы ты научилась читать под одеялом без фонарика, с такими глазами-то. Шучу, давайте что-то красивое, праздник ведь. Чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг. Так лучше, правда? Кто уловил суть, как факты в пожелания превращать? Вперед! У вас минут 5 на превращения. Пишите пожелания на листочках у себя, чтобы не забыть.
  3. Вы это сделали, чудесно! У нас все готово для настоящей магии! Выбирайте фломастер по душе, подходите к плакату и оставляйте свое пожелание. Почерк не важен, пишите от сердца! Хотя если вы врач, попросите кого-то помочь, а то неудобно получится. За 15 минут мы должны управиться. Классный у нас с вами получается совместный подарок!
В задании к уроку настолько подробно прописывать не нужно. Пример дан здесь для того, чтобы подчеркнуть:

  • В любом случае все важные данные из каждого шага остаются: тайминг, материалы, где что взять, последовательность действий.
  • Устный вариант будет больше, то есть нужно понимать, что в реальности ваши инструкции займут больше времени, чем чтение конспекта.
  • Эмоциональный настрой, подробности, вводные слова будут отличаться у разных ведущих. Они будут зависеть от личности ведущей, группы гостей, контекста встречи.

Подробнее об этом мы будем говорить в модуле Веди. Сейчас важно научиться давать четкие инструкции, которые приведут к запланированному результату.
Рефлексивная анкета
Эта анкета — для рефлексии проведенной тобой работы с материалами каждого урока. Мы настойчиво просим ее заполнить. Твои ответы очень пригодятся и тебе, и нам, чтобы подвести итоги модуля. Важно: заполни после сдачи домашки.