Коллекция письменных практик

Шесть шагов, чтобы освободить ум от тревог

Сложные чувства Практики спокойствия Скачать и распечатать
У меня есть задача, на которую я потрачу максимум 20 минут, только бы сосредоточиться. Но внимание постоянно улетает — тренькает мессенджер, приходит в голову очередная гениальная идея, ой, а что это за вкладка открыта — и дело никуда не двигается.

А ещё бывает так: я провожу всё утро в делах, столько всего сделала, кажется — а не закончено ни-че-го. И это бесит! Можно поругаться на многозадачность, которую так восхваляли пару лет назад, можно открыть любимое приложение, где нет ничего, кроме текстового редактора, отключить телефон и спрятаться от детей — а ум всё равно будет отыскивать новые поводы отвлечься, пока я буду пытаться держать фокус.

Я буду волноваться за суп, вспоминать, когда у меня следующий урок вокала, сочинять пост и одновременно думать о новом проекте. При этом — вспоминаем задачу на 20 минут! — я никуда не продвинусь в приоритетном деле. Это похоже на ловушку.

Хорошая новость в том, что с неугомонным умом можно договориться. Я подскажу вам, как освободить ум, выгрузить его на бумагу, достать всё, что там застревает.

Давайте распутаем ум


Вам нужно выгрузить из головы всё и рассортировать, чтобы потом приступить к делу — ваш ум будет готов к новой информации и знаниям.

Важно подойти к этому занятию максимально вдумчиво. Помните про ваши чувства и эмоции. Находите всё, что задевает или расстраивает вас, — и записывайте это!

В какие моменты особенно нужна эта практика


Ещё немного теории перед практикой. Этот список может быть неполным, а также у разных людей он выглядит по-разному. Практика пригодится, когда:

  • я не могу сфокусироваться на работе,
  • я работаю много часов, а результатов мало,
  • мне нужно начинать новый проект,
  • впереди переезд или путешествие,
  • в жизни слишком много перемен (новая работа или новые отношения),
  • я проживаю потерю чего-то или кого-то важного.

Когда в жизни наступает критический момент, падает много задач или необходимо принимать решения быстро, вспомните про ручку и бумагу. Чтобы успокоиться и включить режим решения задач.

Зачем нужен шаблон и структура практики


Если я попрошу вас сейчас сесть и записать всё, что вас тревожит, варианта два — либо вы будете смотреть в пустой лист и думать, с чего же начать, либо вас просто снесёт потоком хаотичных мыслей.

Поэтому в практике есть шесть категорий для записей. Впишите их вручную в блокнот или распечатайте шаблон (он будет в конце поста). Давайте исследуем эти категории.

Дела, которые я откладываю на потом


Запишите дела, которые вам сделать нужно (и вы вините себя за то, что их не делаете). Посмотрите на них внимательно и решите, все ли из них действительно важны. Вычеркните те, что можно не делать.

Дела, за которые мне страшно взяться


Запишите дела, которые вас пугают. Скажем, вам нужно сделать презентацию к выступлению, до которого осталось две недели, и эта задача начинает давить вам на нервы. Запишите её и спросите себя: «А почему мне так страшно?» Чего вы боитесь на самом деле? Провалить выступление? Ошибиться или оговориться в процессе?

Вещи, люди и события, которые меня злят


Здесь напишите список того, что вас злит и бесит. Около каждого пункта уточните, почему конкретно эта вещь или событие вас раздражает (достаточно одной причины, не разгоняйтесь).

Токсичные люди


Продавщица в магазине, грубый подписчик или нахальный человек на улице — кто задел или с регулярностью задевает ваши чувства? Запишите этих людей и рядом решите, как вы можете снизить их негативное влияние — маленькие действия и шаги. Меньше общаться? Забанить? Не принимать приглашения?

Незавершённые дела и обещания


О, это знатные энергетические вампиры. Запишите, проранжируйте по важности, подумайте, как экологично избавиться от тех, что вам уже не важны.

Грусть, печаль, тоска


Всем этим чувствам есть место в нашей жизни. Иногда достаточно вылить их на бумагу — и внутри станет теплее. Сделайте глубокий вдох, выдох — и напишите о том, что вас печалит. Если вам захочется, представьте, что вот эти слова боли написал ваш лучший друг. Что бы вы написали ему в ответном письме? Запишите эти слова рядом. Вы справитесь.

А что дальше?


Если вы выполнили практику, разгрузили весь ментальный мусор, то перед вам сейчас лежит шесть списков в предложенных мной категориях.

Так и оставим их лежать и подождём, пока они разрешатся самостоятельно?

Ну нет же. Вот что мы сделаем:

  1. Выпишите те дела, которые нужно доделать.
  2. Зачеркните те, что больше не важны. Чаще всего эти дела записаны в категориях «Дела, которые я откладываю на потом» и «Назавершённые дела и обещания».
  3. К делам из пункта 1 добавьте даты завершения — к какому дню вы бы хотели с ними разобраться? Оставьте запас времени, будьте гибкими, особенно с делами-проектами типа «Начать свой бизнес». Дайте себе достаточно времени, но сроки поставьте.
  4. Подумайте, кто бы мог помочь вам с теми задачами, с которыми вам сложно справиться с одиночку. Вы не станете профессиональным спикером за одну ночь (не верьте рекламе!), но можете узнать несколько хитростей от друга-тренера, и эти хитрости вам помогут отлично выступить!

А ещё помочь вам может не человек, а хорошая книга, вовремя замеченная вдохновляющая цитата, лекция, песня — да что угодно, лишь бы вам стало лучше! Найдите то, что работает для вас, и включите в список ежедневных дел.

И напоследок


Эта практика — не волшебная таблетка (их вообще нет, увы). И она не поможет раз и навсегда. И вашему дому, и вашему уму нужна регулярная уборка.

Но если вы сделаете ментальную гигиену привычкой, в вашей жизни станет гораздо больше спокойствия и ясности, а также сфокусированности и чёткого движения к целям. Обещаю.

Шаблон для выполнения практики:

cкачать шаблон.

Вот что еще можно почитать о практиках самозаботы: