Привет! Это Мэри и мой подкаст с подробностями о втором задании. Инструкция — это самая объемная часть письменной практики. От неё во многом зависит, придут ли гости к задуманным вами результатам. В этом уроке вам предстоит практиковаться в составлении инструкции. Пройдёмся по шагам задания.
Шаг первый. Решите, к какой практике вы будете составлять инструкцию. Можете взять ту, результаты которой вы прописали в задании первого урока. Если берёте другую, сперва пропишите результаты. Важно не брать сложную составную практику для первой попытки. Вы сможете попробовать усложнение после того, как ментор примет первую попытку.
Вот серьёзно, уже на этом шаге вернитесь к результатам и спросите себя, видите ли вы эту практику? Представляете, как именно вы можете привести гостей к этим результатам? Если нет, то для первых проб написания инструкции эти результаты не подходят. Возьмите для начала самую простую практику, которую можете себе представить.
Если совсем не знаете, к чему подступиться, возьмите готовую практику с сайта Издательства. Пропишите её результаты. Дальше будете воссоздавать инструкцию пути к ним самостоятельно.
Уверяю, у вас, скорее всего, получится совсем другая практика, но вдохновение уже будет в кармане.
Помните мой пример с плакатом пожеланий для дня рождения? Давайте я выполню задание урока для этой практики, как будто бы я придумываю эту практику.Итак, результат физический у нас такой: красивый плакат с пожеланиями для именинницы. Что со смысловым результатом? Я бы хотела, чтобы этот плакат помогал сформировать позитивный образ предстоящего года именинницы, чтобы она на него посмотрела сейчас и представила свой следующий год на основании этих пожеланий. Как бы он сложился, если всё сбудется. Исходя из этих результатов, я буду придумывать инструкцию дальше.Шаг второй. Пропишите шаги к указанным результатам.
Если вы придумываете новую практику, то попробуйте идти от результата к началу. Так вы создадите цепочку действий, которые точно к нему приведут.
О чём этот шаг? Если вы прописывали результаты и уже представляли эту практику, то есть вы понимаете, чего хотите от гостей, то это одно. Если вы придумали результаты просто на пустом месте, с чистого листа, то я бы вам рекомендовала попробовать размотать клубок с конца в начало.
Я сейчас приведу пример, как можно это сделать. Чтобы каждый гость написал пожелание, он должен его придумать. Здорово, когда пожелания не общие — «желаю счастья и здоровья, Пух» — а адресные, именно про именинницу. Значит, они должны основываться на том, что гость знает об имениннице, то есть на каких-то конкретных фактах. Они сразу же придадут шарм, объём, глубину этим пожеланиям.Для того, чтобы не оставлять гостей в ситуации, когда они ничего не могут придумать и будут нервничать по этому поводу, будет здорово предложить им те сферы, в которых они могут что-то знать об имениннице. Например, её опыт, увлечения, образование и так далее. В конце концов, просто внешность – уже хорошая сфера, потому что даже человек, который видит именинницу в первый раз или имеет с ней какое-то очень шапочное знакомство, тоже сможет придумать интересное пожелание на основании внешности. Таким образом мы не поставим гостя в неловкое положение. А ещё можно заранее приготовить карточки с интересными фактами об имениннице, и по желанию гости смогут их взять и использовать для создания своих пожеланий.Вот таким образом я попробовала развернуть шаги, которые нам необходимо будет сделать на празднике для того, чтобы эта практика состоялась. В общем-то, этого уже достаточно. Практика может начаться с вопроса: что вы знаете об имениннице? Шаги методом наоборот у нас готовы.
Важное отступление хочу сделать про примеры в инструкции. Вообще я не поддерживаю практику приведения примеров. Они очень часто сбивают гостей. И в уроке Оля говорит как раз об этом. Многословный или яркий пример просто зашорит фантазию, и человек не сможет придумать ничего другого самостоятельно. Но иногда примеры необходимы. В моём случае, в случае с плакатом на празднике, примеры лучше дать, но максимально простые. И, наверное, высшим пилотажем будет, если эти примеры с подачи ведущего предложат сами гости на основании каких-то карточек, которые мы потом не будем использовать в создании непосредственных адресных пожеланий. То есть привели примеры на каком-то факте или на двух фактах, заранее заготовленных, и дальше гости выбирают какие-то другие факты или придумывают ещё что-то своё.
Переходим к
третьему шагу. Теперь будем дополнять инструкцию деталями.
- Какие инструменты потребуются?
- Сколько времени вы предложите для работы гостям?
- На что стоит обратить внимание?
В моём примере с плакатом всё достаточно прозрачно. Если вы взяли простую практику, как я и просила, то у вас тоже всё должно быть достаточно просто и прозрачно.
Мне потребуется бумага для плаката, цветные ручки, фломастеры или краски, чем будут рисовать гости. Также каждому для предварительной работы в создании своего пожелания потребуется листочек и ручка или какой-нибудь стикер. Может быть, они напишут свои слова на стикере и просто наклеят на плакат. Если у меня мало времени, то я могу сделать именно такой ход.А ещё мы можем сделать набор карточек с фактами и подсказками, о которых я говорила ранее. Их нужно подготовить заранее.Время: на поиск фактов можно выделить минут десять. Тут будут как раз примеры и взаимодействие со зрителями, если это потребуется. И в итоге через десять минут у каждого гостя будет выбран какой-то факт об имениннице.На придумывание адресного пожелания по выбранному факту следует выделить ещё пять минут, в течение которых ведущий может помогать, подсказывать тем гостям, у которых будут возникать сложности. И потом завершающая часть: красивое совместное оформление плаката. Это ещё минут пятнадцать. Просто потому, что это получается такая нетворкинговая деятельность, и требуется много времени, чтобы все подошли по очереди к плакату и оставили своё пожелание. На всю практику у нас получается примерно тридцать минут. Гостей может быть много, поэтому время закладывать нужно с запасом.Шаг четвёртый. Прочитайте инструкцию, проверьте текст на логику и человечность языка. Легко ли сформулированы фразы?
На что она больше похожа: на историю или на набор фраз? Я имею в виду, насколько складная у вас инструкция, насколько согласованы предложения в ней?
Если это ваши первые шаги в составлении инструкций, я вам очень рекомендую прописать словами на бумаге или в гаджете, как именно вы хотите это произнести. И прочитайте вслух. Тогда вы увидите, где у вас слабые места, на что нужно ещё обратить внимание. Так что очень настоятельно вас прошу: пишите полными предложениями так, как вы будете это говорить людям, чтобы это был не сухой язык, а живая речь. Стенографируйте то, что вы хотите сказать.
Вот как это можно сделать: «Уважаемые гости, что вы знаете об этой чудесной девушке, нашей имениннице? Или что вы можете сказать о внешности этой девушки? Что знаете о её увлечениях? Может быть, вы помните, как и где вы познакомились? Возможно, это было какое-то интересное место или событие? Чем вы занимались? Почему вы о ней узнали, кто вас познакомил? Может быть, у вас есть общие знакомые, и это станет фактом. Выбирайте один, самый яркий факт на ваш вкус. Если совсем всё сложно или банально, вам не нравится то, что приходит на ум, можно крикнуть мне «хочу Джокер», и я вам дам волшебную карту с подсказкой (у меня есть колода заготовленных интересных фактов)». Это была первая часть инструкции.Вторая часть: «А теперь превратите свой крутой факт в пожелание. Например, у вас был факт «лучистые глаза», тогда я могу пожелать: чтобы твои лучистые глаза каждый день замечали прекрасное вокруг. Вот такое пожелание. Или у нас есть факт «знание японского». Да, мне известно, что гостья на японском языке читает мангу, и я могу ей придумать такое пожелание: чтобы знание японского пригодилось не только для чтения манги, но и на живой экскурсии по Токио».Здесь важно понимать, что я даю примеры, которые, возможно, и не потребуются на празднике, и гости сразу начнут писать. А может, мне зададут конкретный вопрос, и я вместе с гостем буду придумывать пример. Или я вытащу карту из заготовленной колоды фактов и сочиню пример на ходу на основании выпавшего факта, чтобы никого не сбивать.
И когда уже у всех готовы пожелания, то третья часть нашей инструкции может выглядеть так: «У нас всё готово для настоящей магии. Выбирайте фломастер по душе, самого красивого цвета, подходите к плакату и оставляйте своё пожелание».
Пятый шаг. Выполните практику по своей инструкции, исправьте то, что посчитаете нужным. Ключевой вопрос здесь такой: получилось ли у вас при прохождении собственной инструкции то, что было указано в результатах вашей практики? Если всё сделали правильно, то оно получится.
Следующий шаг. Напишите руководство пользователя к своей инструкции. Как её лучше преподносить: целиком или частями? Что нужно заранее приготовить, как и когда это использовать?
В рамках моего примера: инструкцию нужно давать последовательно, чтобы гости сосредотачивались на одной задаче. То есть я им не скажу сразу: сперва вы возьмёте факт, потом мы из него придумаем пожелание, а затем вы напишите его на плакате. Плакат может вообще быть сюрпризом, гости не будут знать ни смысловой, ни физический результат. Но если мы говорим о проведении такой практики онлайн или если я кому-то буду рассказывать, как провести мою практику, то вполне могу выдать все шаги сразу. Здесь не будет никакого неожиданного хода, никакой тайны. Заранее нужно будет подготовить сам плакат и карточки с фактами при желании.И
последний шаг: поделитесь результатами своей работы в мини-группе с ментором. Укажите результаты практики, дайте инструкции. Если это важно, добавьте туда же комментарии из вашего руководства пользователя.
Я надеюсь, что вам стало понятнее, каким образом выполнять задание, прописывать инструкцию, и вы с лёгкостью справитесь с этим заданием. Удачи, до встречи в чатах