Подкасты

Как подружить детей с деньгами. Подкаст с Евгенией Блискавкой

Беседы с авторами Tesoro notes Семья и отношения
Евгения Блискавка – автор книги «Дети и деньги» и одноимённого проекта. Она ведёт проект «Финансовое здоровье», работает директором Национального центра финансовой грамотности, а ещё консультирует проект Минфина России. 

Послушать разговор



Посмотреть эфир 



Мы обсудили, с какого возраста стоит разговаривать с ребёнком о деньгах. Говорить с детьми о деньгах – это ответственность родителей. Однако взрослые часто избегают подобных разговоров. Отношение родителей к деньгам, даже если они не говорят об этом напрямую, неизбежно передаётся детям.

По словам Евгении, сейчас детям не о чем мечтать: им дарят всё, чего они пожелают. Она советует родителям давать детям возможность зарабатывать, копить деньги и приобретать на собственные средства что-то важное. Это очень ценный опыт: дети учатся планировать, идти к цели, бережно относиться к вещам и ресурсам. 

Мы поговорили о том, как дети могут зарабатывать до 16 лет, пока официальное трудоустройство невозможно. Оказалось, что если проявить фантазию, можно найти множество способов: экономить деньги при совершении покупок, беречь воду и электроэнергию, продавать что-то ненужное, гулять с животными или выполнять другую несложную работу. При этом Евгения настоятельно не рекомендует платить детям за выполнение домашних обязанностей: это убивает мотивацию, стремление заботиться о семье. 

ДЛЯ МЕНЯ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗ ПЛАНА – ЭТО КАК ЕЗДИТЬ БЕЗ НАВИГАТОРА

На вопрос слушателей о том, не возникнет ли проблем во взрослой жизни у того, кто с детства привык зарабатывать, Евгения ответила так: «Я считаю, что чем раньше, комфортнее и спокойнее произойдёт знакомство ребёнка с жизнью, тем лучше. А в жизни всем нам нужно работать». Она говорит, что это здорово заземляет: ребёнок учится ценить такие простые вещи, как крыша над головой и еда на столе, меньше конфликтует с родителями из-за покупок. Кроме того, когда дети зарабатывают, они развивают предпринимательскую жилку, находят новые способы взаимодействия с миром, учатся самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Евгения рассказала про простой тест, позволяющий узнать об отношении ребёнка к деньгам. Нужно предложить распределить деньги в три банки: «сберечь», «потратить», «на благотворительность» и попросить объяснить логику распределения. Сразу становится видно, на что стоит обратить внимание: может быть, ребёнок не умеет копить деньги, а может, наоборот, не умеет тратить их с удовольствием. Этот эксперимент прекрасно подходит для начала разговора о деньгах.

КОГДА РЕБЁНОК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО САМ ВКЛАДЫВАЛСЯ В ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩИ, ОЧЕНЬ ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕТ ЕЁ ЦЕННЕЕ.

Евгения призывает относиться к деньгам как к инструменту для повышения уровня счастья. «Деньги – это всего лишь средство, и важно их разумно распределять, чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, – говорит она. – во многом это вопрос отношения: «зарабатывать» – звучит как тяжкое бремя. Но есть же и другой подход: ты занимаешься тем, что любишь, ты делаешь вещи, которые для тебя важны, и ты не «зарабатываешь» – ты получаешь удовольствие от работы и вознаграждение за свой труд».