Привет, это Мэри. Расскажу о четвёртом задании.
Пришло время рефлексии, и я могу рассказать вам, что задумала сделать из практики плаката с пожеланиями для именинницы. Ведь здесь может показаться, что это практика для одного человека, и сами гости ничего не получают. Мы можем это исправить при помощи рефлексии.
Например, после того, как мы вручим этот плакат имениннице, она даст нам свою обратную связь, а мы вместе зачитаем то, что там написано, чтобы все были в курсе.Я как ведущая могу спросить каждого из гостей, что из написанного на этом плакате им понравилось больше всего? Какие пожелания они могли забрать сами себе?
И для того, чтобы это была письменная рефлексия в подтверждение правил письменных практик, я могу раздать дополнительные стикеры или какие-нибудь красивые миниплакаты, листочки или сертификаты для каждого гостя и предложить им записать себе в этом сертификате те пожелания, которые они выбирают с этого общего плаката для именинницы.
А затем дополнить их теми пожеланиями, которые они сказали бы сами себе уже самостоятельно, раскачавшись на общем списке. И это может стать рефлексией нашего общего упражнения. Дополнительно я могу задать вопрос, как они чувствуют себя сейчас, какой пункт им понравился больше всего: из списка для именинницы или тот, который они придумали для себя сами. Этот список вопросов может быть рефлексией к этой практике.
И именно эта рефлексия превращает просто коллективное дарение, такой коллективный нетворкинг на празднике в письменную практику. Не тот факт, что мы писали эти пожелания ручкой на бумаге. Это просто акт письма. А вот именно эта рефлексия, когда они задумались о том, а что бы они взяли для себя, что бы они добавили в этот список для себя. Именно то, что каждый подумал, обратился к себе во время этой практики, сделало проделанную работу письменной практикой. Таким образом, даже из какого-то публичного мероприятия можно сделать небольшую, но важную и интересную письменную практику.
Как ещё может выглядеть запрос рефлексивного отклика? Вы уже знаете, что это может быть вопрос или неоконченное предложение.
Когда мы даём неоконченное предложение, то мы его диктуем: нужно повторить начало предложения несколько раз, пока все запишут его. Я со своим преподавательским прошлым недолюбливаю этот процесс. А ещё мне кажется, что конкретная формулировка начала этого предложения может отвлечь от каких-то собственных мыслей. Когда мы говорим «в процессе письма я почувствовал, что я…», сама форма уже настаивает на том, чтобы я продолжала каким-то определённым образом эту фразу. Поэтому в своей практике ведущей я стараюсь избегать таких способов и чаще задаю просто открытые вопросы.
Ещё момент. Если вы хотите в рефлексии сфокусироваться на чём-то неписьменном, например, на эмоциях или ощущениях в теле, которые испытывали гости во время письма, а писали они не про эмоции и не про ощущения в теле, то будет неплохо, если где-то в самих инструкциях вы об этом упомянете.
Например, вы говорите задание, гости начинают о чём-то писать, и вы даёте такую присказку: обратите внимание, какие эмоции вы будете испытывать, пока это пишете; обратите внимание на ощущения в теле, пока вы отвечаете на данный вопрос или пока вы размышляете над этим вопросом. Такая краткая вставочка может быть в какой-то из частей инструкции, и гости уже задумаются об этом. Поэтому, когда вы вернётесь к этому вопросу в рефлексии, то гостям будет гораздо проще вспомнить, что именно они чувствовали в теле или какие эмоции они переживали, потому что вы им уже подсказали, что это важно.
Также вы сможете увидеть, какая прочная связь протягивается между теми этапами создания письменной практики, которые мы с вами уже прошли. Это ожидаемые результаты, в которых вы хотите привести гостей к какой-то эмоции, ощущению или осознанию чего-либо. Затем мы это вплетаем в инструкции, даже если непосредственно инструмент письменной практики не связан с данным ощущением. Если вы как цель хотите вызвать человека на какие-то эмоции, а практика не обязательно содержит письменные задания об эмоциях, то в этом случае нам важно будет поддерживать фокус на этих эмоциях, пока люди пишут и размышляют о чём-то другом, чтобы потом к ним вернуться.
И ещё важный момент: вопросы лучше задавать в открытой форме, а не подталкивать человека к какой-то конкретной мысли. Представим, что в вашей практике в смысловом результате написана строчка «Достичь состояния вдохновения». В таком случае, когда мы планируем рефлексивный отклик, не стоит спрашивать прямо: опишите свой уровень вдохновения сейчас. Ну или только в том случае, если мы оценивали уровень вдохновения в начале практики, а потом будем оценивать его в конце и каким-то образом сравним. Хотя я тоже это с трудом представляю.
Или не стоит задавать такие вопросы: напишите, удалось ли вам достичь вдохновения; напишите, насколько вырос ваш уровень вдохновения в процессе этой практики. Это будет настраивать на какой-то ваш социально приемлемый ответ. То есть вы хотите услышать что-то конкретное в ответ на свой вопрос. Более честный ответ гости смогут дать на вопрос о том, например, какими словами они могут описать свое состояние сейчас. Поверьте, если вдохновение их посетило и ваша цель действительно достигнута, то в обратной связи они обязательно об этом скажут.
Гости напишут об этом в рефлексии, выйдут сами на это чувство, на это описание (или на что-то близкое). Но из контекста будет понятно, что вдохновение там тоже определённо есть. И затем в обратной связи, когда они поделятся с вами тем, что с ними произошло, вы обязательно увидите, что эта ваша цель была достигнута.
Теперь давайте переходить к заданию. Смотрите примеры, которые мы привели для вас про разницу между вопросом и неоконченным предложением, между общим и предметным вопросом. А также изучите вариант того, как может выглядеть формулировка вашего домашнего задания для ментора. Вперёд! Увидимся с вами в следующем задании.