ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК «ПИШИ»
Фасилитация рефлексивного отклика
В уроке: Зачем нужен рефлексивный отклик и как его фасилитировать?
Конспект четвертого урока «Пиши»
Рефлексивный отклик — сердце любой ПП

Это именно то, что превращает любое письменное действо в практику. Как произведение искусства без зрителя является просто предметом, так и письменная практика без рефлексивного отклика останется просто словами на бумаге.

Рефлексия дословно переводится как «обращение назад». В ПП мы называем рефлексивным откликом размышления о только что пройденном процессе письма. Размышляем, конечно, тоже письменно.

Применимо к РО мы используем слово «фасилитация».

Оно означает такой стиль управления, который помогает, направляет, облегчает какие-либо процессы. Очень точное определение действиям ведущей письменных практик — она управляет процессом, помогая участникам справиться самостоятельно.

Рефлексия может быть довольно интимным процессом, поэтому при работе в группе, или даже в паре с ведущей, содержание РО остается неозвученным, в блокноте выполняющего практику. Устный или письменный обмен впечатлениями и размышлениями мы обсудим в следующем уроке, эта часть работы с Пп называется «обратная связь».

Рефлексия — очень сложный навык, эффективность и глубина которого увеличивается с опытом. Далеко не все люди владеют этим навыком в достаточной мере для самостоятельной работы. Именно поэтому использование ПП без проводника зачастую превращается в тяжелый труд или вовсе бесполезное времяпрепровождение.

Одна из главнейших функций ведущей — предложить способ рефлексии, помогающий максимально раскрыть написанное гостем. Такой, за который можно зацепиться и посмотреть на свои же слова под другим углом.

Учитывая огромное разнообразие письменных практик, логично предположить, что и способов фасилитировать их рефлексию — множество. По форме это может быть вопрос или неоконченное предложение, которые обращают внимание на выполненную только что практику.

Фокус РО будет отличаться в зависимости от запланированных результатов практики — смыслового и физического. Да-да, мы не зря с них начинали и так много практиковались!

  • Эмоции («Опишите ваши эмоции прямо сейчас, после выполнения задания. К чему вы пришли за время размышлений и письма?»)
  • Телесные ощущения («Пока я писала, мое тело…»)
  • Формулировки («Самое важное, что я написал/а сегодня — это…, потому что…»)
  • Мысли во время письма («При выполнении задания самой частой мыслью было….»)
  • Порядок действий, стратегия выполнения практики («С какого столбца вы начали заполнение таблицы? Какой было заполнять легко, а какой — сложно? Как вы считаете, почему именно так?»)
  • Причинно-следственные связи («Что вы можете сказать о человеке, который это написал? На что в вашей жизни похожи эти ответы?»
При планировании ведущая продумывает вопросы, которые она предложит гостям после основной, экспрессивной части практики. РО — это обязательная часть сценария.

Будьте всегда готовы задать дополнительные вопросы в помощь участникам. Далеко не всегда заранее можно угадать, какой именно вопрос потребуется гостю. Спросить то же самое другими словами. Углубить или расширить изначальный вопрос. А может и вовсе уйти в другую сторону — в ту, где сейчас фокус и внимание конкретного человека перед вами.

Особая сложность работы с РО в нашем случае — ее письменная форма. В работе с терапевтом, помогающим практиком этот процесс зачастую проходит устно. Мы же помогаем, будучи по факту «за кулисами». Это и сложность, и ответственность. И отдельное огромное удовольствие, когда в ответ на ваш вопрос в глазах гостя загорается новая эмоция, и он начинает вдохновлена писать.

Сила ведущей — в практике!

Возвращайтесь к вашим сценариям, пересматривайте формулировки результатов, инструкции. И пробуйте составить вопросы для РО к вашим пп. А насколько вы «попали в цель» — узнаете от коллег в группе, которые выполнят ваше задание.
Проверочный тест
Рефлексивный отклик
Проверь, как ты освоила материал четвертого урока. Домашнее задание рекомендуем выполнять после прохождения теста без ошибок :)
Начать тест
Рефлексивный отклик гость:
Верно
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Рефлексивный отклик ведущая:
Неверно
Неверно
Верно!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Планируя рефлексивный отклик, ведущая ориентируется на…
Неверно
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Рефлексивный отклик должен быть в формате…
Неверно
Неверно
Верно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Запрос на рефлексивный отклик — это всегда 2 вопроса, общий и предметный
Дальше
Проверить
Узнать результат
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Похоже, что у тебя есть ошибки в тесте.
Очень рекомендуем посмотреть видео урок или конспект еще раз. И снова вернуться к тесту. Немного внимания — и все получится!
Пройти ещё раз
Вот это да! Ты просто крутышка!
Самое важное из урока неплохо уложилось в твоей голове. Теперь самое время приступить к выполнению задания.
Пройти ещё раз
Домашнее задание
...
Текстовый вариант аудиозадания с подробностями от Мэри Дегожской
Привет, это Мэри. Расскажу о четвёртом задании.

Пришло время рефлексии, и я могу рассказать вам, что задумала сделать из практики плаката с пожеланиями для именинницы. Ведь здесь может показаться, что это практика для одного человека, и сами гости ничего не получают. Мы можем это исправить при помощи рефлексии.

Например, после того, как мы вручим этот плакат имениннице, она даст нам свою обратную связь, а мы вместе зачитаем то, что там написано, чтобы все были в курсе.Я как ведущая могу спросить каждого из гостей, что из написанного на этом плакате им понравилось больше всего? Какие пожелания они могли забрать сами себе?

И для того, чтобы это была письменная рефлексия в подтверждение правил письменных практик, я могу раздать дополнительные стикеры или какие-нибудь красивые миниплакаты, листочки или сертификаты для каждого гостя и предложить им записать себе в этом сертификате те пожелания, которые они выбирают с этого общего плаката для именинницы.

А затем дополнить их теми пожеланиями, которые они сказали бы сами себе уже самостоятельно, раскачавшись на общем списке. И это может стать рефлексией нашего общего упражнения. Дополнительно я могу задать вопрос, как они чувствуют себя сейчас, какой пункт им понравился больше всего: из списка для именинницы или тот, который они придумали для себя сами. Этот список вопросов может быть рефлексией к этой практике.

И именно эта рефлексия превращает просто коллективное дарение, такой коллективный нетворкинг на празднике в письменную практику. Не тот факт, что мы писали эти пожелания ручкой на бумаге. Это просто акт письма. А вот именно эта рефлексия, когда они задумались о том, а что бы они взяли для себя, что бы они добавили в этот список для себя. Именно то, что каждый подумал, обратился к себе во время этой практики, сделало проделанную работу письменной практикой. Таким образом, даже из какого-то публичного мероприятия можно сделать небольшую, но важную и интересную письменную практику.

Как ещё может выглядеть запрос рефлексивного отклика? Вы уже знаете, что это может быть вопрос или неоконченное предложение.

Когда мы даём неоконченное предложение, то мы его диктуем: нужно повторить начало предложения несколько раз, пока все запишут его. Я со своим преподавательским прошлым недолюбливаю этот процесс. А ещё мне кажется, что конкретная формулировка начала этого предложения может отвлечь от каких-то собственных мыслей. Когда мы говорим «в процессе письма я почувствовал, что я…», сама форма уже настаивает на том, чтобы я продолжала каким-то определённым образом эту фразу. Поэтому в своей практике ведущей я стараюсь избегать таких способов и чаще задаю просто открытые вопросы.

Ещё момент. Если вы хотите в рефлексии сфокусироваться на чём-то неписьменном, например, на эмоциях или ощущениях в теле, которые испытывали гости во время письма, а писали они не про эмоции и не про ощущения в теле, то будет неплохо, если где-то в самих инструкциях вы об этом упомянете.

Например, вы говорите задание, гости начинают о чём-то писать, и вы даёте такую присказку: обратите внимание, какие эмоции вы будете испытывать, пока это пишете; обратите внимание на ощущения в теле, пока вы отвечаете на данный вопрос или пока вы размышляете над этим вопросом. Такая краткая вставочка может быть в какой-то из частей инструкции, и гости уже задумаются об этом. Поэтому, когда вы вернётесь к этому вопросу в рефлексии, то гостям будет гораздо проще вспомнить, что именно они чувствовали в теле или какие эмоции они переживали, потому что вы им уже подсказали, что это важно.

Также вы сможете увидеть, какая прочная связь протягивается между теми этапами создания письменной практики, которые мы с вами уже прошли. Это ожидаемые результаты, в которых вы хотите привести гостей к какой-то эмоции, ощущению или осознанию чего-либо. Затем мы это вплетаем в инструкции, даже если непосредственно инструмент письменной практики не связан с данным ощущением. Если вы как цель хотите вызвать человека на какие-то эмоции, а практика не обязательно содержит письменные задания об эмоциях, то в этом случае нам важно будет поддерживать фокус на этих эмоциях, пока люди пишут и размышляют о чём-то другом, чтобы потом к ним вернуться.

И ещё важный момент: вопросы лучше задавать в открытой форме, а не подталкивать человека к какой-то конкретной мысли. Представим, что в вашей практике в смысловом результате написана строчка «Достичь состояния вдохновения». В таком случае, когда мы планируем рефлексивный отклик, не стоит спрашивать прямо: опишите свой уровень вдохновения сейчас. Ну или только в том случае, если мы оценивали уровень вдохновения в начале практики, а потом будем оценивать его в конце и каким-то образом сравним. Хотя я тоже это с трудом представляю.

Или не стоит задавать такие вопросы: напишите, удалось ли вам достичь вдохновения; напишите, насколько вырос ваш уровень вдохновения в процессе этой практики. Это будет настраивать на какой-то ваш социально приемлемый ответ. То есть вы хотите услышать что-то конкретное в ответ на свой вопрос. Более честный ответ гости смогут дать на вопрос о том, например, какими словами они могут описать свое состояние сейчас. Поверьте, если вдохновение их посетило и ваша цель действительно достигнута, то в обратной связи они обязательно об этом скажут.

Гости напишут об этом в рефлексии, выйдут сами на это чувство, на это описание (или на что-то близкое). Но из контекста будет понятно, что вдохновение там тоже определённо есть. И затем в обратной связи, когда они поделятся с вами тем, что с ними произошло, вы обязательно увидите, что эта ваша цель была достигнута.

Теперь давайте переходить к заданию. Смотрите примеры, которые мы привели для вас про разницу между вопросом и неоконченным предложением, между общим и предметным вопросом. А также изучите вариант того, как может выглядеть формулировка вашего домашнего задания для ментора. Вперёд! Увидимся с вами в следующем задании.
  1. Сформулируй вариант для фасилитации РО к своей практике.
  2. Попробуй разные формы: общий вопрос, предметный вопрос, неоконченное предложение. Какой тебе ближе и естественней?
  3. Проверь, насколько твой запрос РО перекликается с ожидаемыми результатами практики.
  4. Поделись результатом своей работы в мини-группе с ментором: напомни ожидаемые результаты ПП, главный инструмент практики, пропиши полностью формулировки запроса РО. Не забудь про свои хештеги.
Пример выполнения задания

Для фасилитация РО вы можете использовать как вопросы, так и неоконченные предложения. Почти всегда эти формы взаимозаменяемы, каждая ведущая выбирает то, что ей больше нравится. Вот как это может выглядеть (даем пары для наглядности):

  • Задайте себе вопрос и зафиксируйте, как вы себя чувствуете?/ Подумайте и закончите письменно предложение: «Сейчас я чувствую себя…» … как?
  • Постарайтесь вспомнить и зафиксировать, какие ощущения вы испытывали в теле во время письма./ Сфокусируйтесь на ощущениях в теле и закончите письменно предложение: «Я заметила, что во время письма моё тело…»

Запрос на РО может быть общий или предметный. Общие запросы универсальны, почти любой из них можно использовать в любой практике. Предметные запросы содержат упоминание этапов, инструментов из конкретной практики. Сравните!

Примеры общих запросов:

  • Что вы чувствовали, когда писали?
  • Что в практике оказалось самым сложным?

А вот — предметные:

  • Перечитайте свой список качеств и выпишите те, которые удивили вас больше всего. Как вы считаете, почему они там оказались?
  • Посмотрите на заполненную таблицу. Где список оказался больше? Как вы считаете, с чем это связано?
Возможно задать несколько разнонаправленных вопросов, чтобы дать пространство гостю проработать то, что для него сейчас наиболее ценно.

Ответ на это здание может выглядеть так:

СР: чувство благодарности себе

ФР: план дня заботы о себе

Главный инструмент практики — колесо баланса. Гости прописывают в колесе, как они видят заботу о себе в разных областях своей жизни, а затем из этих идей собирают свой «день Заботы о себе».

Серия вопросов для рефлексивного отклика:

Какому пункту из расписания этого дня мое тело благодарно больше всего? А моя душа? Как уже сегодня я могу отблагодарить себя за проделанную работу при создании такого плана?

В данном примере ПП достигает своей цели благодаря предметным вопросам, которые предлагают рассмотреть проделанную работу (составление плана) под другим ракурсом.
Рефлексивная анкета
Эта анкета — для рефлексии проведенной тобой работы с материалами каждого урока. Мы настойчиво просим ее заполнить. Твои ответы очень пригодятся и тебе, и нам, чтобы подвести итоги модуля. Важно: заполни после сдачи домашки.