Как мы принимаем решения и что делать, чтобы успевать больше
Что меня удивило в эти выходные из прочитанного и посмотренного:
1. Решение задач — не сознательное действие (вот это да!) 2. Чтобы делать больше и уставать меньше, нужно писать (а вот это я твержу давно, и все равно буду).
Слушаю курс Курпатова о работе мышления.
Оказывается, у одной из систем работы мозга — центральной исполнительной сети — есть ограничения: — она умеет решать одну задачу за один присест, — учитывает только три аспекта/элемента ситуации, — и интеллектуальный акт ее длится только три секунды.
Мы не замечаем недостатков сознания, потому что постоянно переключаемся между задачами и монтируем короткие мысли в большие смысловые блоки.
Решение задач — это не сознательная деятельность. Самые большие и сложные вопросы решаются во время неосознанного думания, когда включается дефолт-система и мозг «блуждает».
Хорошая новость заключается в том, что мыслительный процесс можно направлять и развивать.
А для начала — изучить, как мы работаем. Вот, например, обзор книги о пользе лени, там очень подробно описана сеть активной (сознательной, напряженной) и пассивной (неосознаваемой, расслабленной) работы мозга.
Чтобы успевать больше, нужно писать.
Когда мы держим в голове задачи (купить молоко, отправить email), места для их решения не остается. Как и места для думания и работы. Вывод — задачи нужно записывать определённым образом.
Вы слышали про обезьянку сиюминутного удовольствия, которая живёт в нашей голове? Это та часть нас, которая пойдет погуглить про строение атома ровно в тот момент, когда нужно написать статью — она любит простоту и удовольствия и не любит напрягаться.
— Минимизировать отвлечения обезьянки (для нее кто последний, тот и важный) — отключить уведомления почты и мессенджеров.
— Делать только то, что записано: когда к нам поступают новые задачи, они автоматически становятся для нас важными. Любая вещь, о которой мы думаем прямо сейчас, кажется нам самой важной. Поэтому задачу нужно записать, одновременно с этим мы заметим и остальные задачи. И будем делать действительно важное, а не хвататься за новенькое и интересненькое.
— Готовить обезьяне четкие инструкции — она выбирает из срочного и важного понятное (можно сравнить постановку задачи с формулированием плана действий для не очень умной девочки-служанки). Расписывайте задачи максимально понятно и подробно, так как «правильная формулировка вырабатывает выплеск шиложопина в мозг».