Я фанатка знаний. Читаю множество книг, постоянно учусь чему-то новому, обожаю исследовать незнакомые темы. Но недавно наткнулась на лекцию, которая заставила пересмотреть весь мой подход к обучению.
Оказывается, не все знания одинаково полезны. В эпоху информационного изобилия критически важно научиться отличать нужные знания от ненужных.
Оказывается, не все знания одинаково полезны. В эпоху информационного изобилия критически важно научиться отличать нужные знания от ненужных.
Суть проблемы
Все мы знаем — потенциал мозга далеко не исчерпан, у него огромные возможности. Но проблема в том, что по мере нарастания информационного вала мы захламляем мозг и используем его потенциал лишь на очень маленький процент.
Главный принцип: ценность знаний определяется только вашими целями. Без цели любые знания — просто информационный мусор.
Важная аксиома: если вы целенаправленно не занимаетесь приобретением нужных знаний, то неосознанно занимаетесь приобретением ненужных. Пустоты не бывает — вы либо осознанно получаете нужное, либо неосознанно поглощаете мусор.
Главный принцип: ценность знаний определяется только вашими целями. Без цели любые знания — просто информационный мусор.
Важная аксиома: если вы целенаправленно не занимаетесь приобретением нужных знаний, то неосознанно занимаетесь приобретением ненужных. Пустоты не бывает — вы либо осознанно получаете нужное, либо неосознанно поглощаете мусор.
Есть три верных признака того, что вы приобретаете ненужные знания:
1. Принцип удовольствия
Чем приятнее и легче читать книжку, журнал или статью, тем больше вероятность, что вы приобретаете ненужные знания.
Вот почему интернет так затягивает. Зашли в соцсети на 10 минут, глядишь — полтора часа сгорело. Там куча приятного чтива: кто-то кому-то морду набил, кто с кем переспал, какие события произошли со знаменитостями... и время уходит.
2. Принцип комфорта
Чем больше у вас комфорта и свободного времени, тем больше вы приобретаете лишних знаний.
Это прямая корреляция. Если у нас много комфорта и свободного времени, мы начинаем его заполнять сериалами, листанием каналов, бесконечным скроллингом ленты.
3. Принцип нужды
Чем меньше у вас нужды, тем больше лишних знаний.
Это аксиома. Человек, испытывающий нужду, не читает ерунду — он читает только то, что ему нужно. По мере роста благосостояния у человека появляется свободное время, и он начинает читать разные вещи «для общего развития».
Если вам дали образование, это не значит, что вы его получили. Без целей и понимания разницы между нужными и ненужными знаниями — у вас просто диплом, а не образование.
1. Принцип удовольствия
Чем приятнее и легче читать книжку, журнал или статью, тем больше вероятность, что вы приобретаете ненужные знания.
Вот почему интернет так затягивает. Зашли в соцсети на 10 минут, глядишь — полтора часа сгорело. Там куча приятного чтива: кто-то кому-то морду набил, кто с кем переспал, какие события произошли со знаменитостями... и время уходит.
2. Принцип комфорта
Чем больше у вас комфорта и свободного времени, тем больше вы приобретаете лишних знаний.
Это прямая корреляция. Если у нас много комфорта и свободного времени, мы начинаем его заполнять сериалами, листанием каналов, бесконечным скроллингом ленты.
3. Принцип нужды
Чем меньше у вас нужды, тем больше лишних знаний.
Это аксиома. Человек, испытывающий нужду, не читает ерунду — он читает только то, что ему нужно. По мере роста благосостояния у человека появляется свободное время, и он начинает читать разные вещи «для общего развития».
Если вам дали образование, это не значит, что вы его получили. Без целей и понимания разницы между нужными и ненужными знаниями — у вас просто диплом, а не образование.
Теория против практики
Теория идет путем плюсования знаний — вы читаете, расширяете знания, понимаете, берете другую книжку, читаете... И так всё больше отрываетесь от практики.
Практика идет путем минусования знаний — когда человек что-то делает и у него не получается, он думает: «Так, это знание не работает». Он начинает делать по-другому, и если снова не получается, понимает, что и это не работает.
Когда Томаса Эдисона спросили, почему он испытал так много неудач, прежде чем создать лампочку, он ответил: «Я не испытывал много неудач. Я просто открыл 999 способов, которые не работают».
Важный принцип: знания без действий никогда не приводят к успеху. В то же время действия без знаний часто приводят к успеху.
Практика идет путем минусования знаний — когда человек что-то делает и у него не получается, он думает: «Так, это знание не работает». Он начинает делать по-другому, и если снова не получается, понимает, что и это не работает.
Когда Томаса Эдисона спросили, почему он испытал так много неудач, прежде чем создать лампочку, он ответил: «Я не испытывал много неудач. Я просто открыл 999 способов, которые не работают».
Важный принцип: знания без действий никогда не приводят к успеху. В то же время действия без знаний часто приводят к успеху.
Для получения нужных знаний есть определенные проверенные источники:
– Религиозные тексты
– Труды классиков-стоиков (греческих, арабских)
– Пословицы, поговорки, сказки
Почему именно они? Потому что эти знания тысячелетиями доказали свою нужность. Если бы они были ненужными, люди быстро бы их забыли.
Вспомните сериал, который вы смотрели два года назад — наверняка не помните. Или факт, который прочитали год назад — тоже не вспомните. Человечество автоматически отбрасывает ненужные знания, и только время, как через сито, оставляет знания нужные.
– Религиозные тексты
– Труды классиков-стоиков (греческих, арабских)
– Пословицы, поговорки, сказки
Почему именно они? Потому что эти знания тысячелетиями доказали свою нужность. Если бы они были ненужными, люди быстро бы их забыли.
Вспомните сериал, который вы смотрели два года назад — наверняка не помните. Или факт, который прочитали год назад — тоже не вспомните. Человечество автоматически отбрасывает ненужные знания, и только время, как через сито, оставляет знания нужные.
Притча о главном
Учитель с учеником шли по лесу. Навстречу выскочил тигр. Ученик, убегая, бросил щит, меч, доспехи, даже дощечки с учением — и голышом забрался на дерево. Тигр ушел.
«Простите, учитель», — сказал ученик.
«Наконец-то ты понял, что такое отбрасывать ненужное», — ответил учитель.
Мораль: четкая цель автоматически заставляет отбрасывать всё лишнее.
Учитель с учеником шли по лесу. Навстречу выскочил тигр. Ученик, убегая, бросил щит, меч, доспехи, даже дощечки с учением — и голышом забрался на дерево. Тигр ушел.
«Простите, учитель», — сказал ученик.
«Наконец-то ты понял, что такое отбрасывать ненужное», — ответил учитель.
Мораль: четкая цель автоматически заставляет отбрасывать всё лишнее.
Правильная логика достижения успеха
1. Нужда или потребность в чем-то
2. Мотивация исправить эту нужду
3. Действие
4. Неудача
5. Приобретение нужных знаний
6. Действие
7. Успех
Ошибка большинства: они пытаются сначала узнать всё, а потом действовать. Не нарушайте логику и не пытайтесь начать с пункта 5.
1. Нужда или потребность в чем-то
2. Мотивация исправить эту нужду
3. Действие
4. Неудача
5. Приобретение нужных знаний
6. Действие
7. Успех
Ошибка большинства: они пытаются сначала узнать всё, а потом действовать. Не нарушайте логику и не пытайтесь начать с пункта 5.
Как получать нужные знания
1. Осознанность — вы четко понимаете, зачем изучаете это.
2. Целенаправленность — знания привязаны к конкретным целям.
3. Усилие — нужные знания не даются ле
Критерии нужных знаний:
– Помогают решить ваши проблемы
– Помогают достичь вашей цели
– Увеличивают ваш творческий потенциал
– Совершенствуют вашу душу
Нужные знания добываются целенаправленными усилиями, ненужные — сами лезут вам на глаза.
Для приобретения нужных знаний не нужно много денег — всё необходимое есть в бесплатном варианте.
2. Целенаправленность — знания привязаны к конкретным целям.
3. Усилие — нужные знания не даются ле
Критерии нужных знаний:
– Помогают решить ваши проблемы
– Помогают достичь вашей цели
– Увеличивают ваш творческий потенциал
– Совершенствуют вашу душу
Нужные знания добываются целенаправленными усилиями, ненужные — сами лезут вам на глаза.
Для приобретения нужных знаний не нужно много денег — всё необходимое есть в бесплатном варианте.
Об изучении чужого успеха
Изучение историй чужого успеха — это, как правило, ненужные знания. Почему? Потому что, изучая чужой успех, вы учитесь «отбиться от одного врага», а приобретая нужные знания, вы просто «не ходите по темным переулкам».
Важный принцип: не изучайте чужой успех, он бесполезен. Изучайте чужие ошибки, потому что они типичны. С 99% вероятностью вы не повторите чужой успех, но с такой же вероятностью повторите чужие ошибки. Ошибки типичны, а успех уникален.
Эффективные люди — это не те, у которых есть самые лучшие знания, а те, кто находит лучшее применение тем знаниям, которые у него уже есть.
Если взять время как константу (24 часа в сутках), то ваша эффективность определяется тем, сколько времени вы тратите на знания нужные, а сколько — на знания ненужные.
Ненужные знания всегда «поедают» знания нужные, поэтому за этим нужно следить.
Важный принцип: не изучайте чужой успех, он бесполезен. Изучайте чужие ошибки, потому что они типичны. С 99% вероятностью вы не повторите чужой успех, но с такой же вероятностью повторите чужие ошибки. Ошибки типичны, а успех уникален.
Эффективные люди — это не те, у которых есть самые лучшие знания, а те, кто находит лучшее применение тем знаниям, которые у него уже есть.
Если взять время как константу (24 часа в сутках), то ваша эффективность определяется тем, сколько времени вы тратите на знания нужные, а сколько — на знания ненужные.
Ненужные знания всегда «поедают» знания нужные, поэтому за этим нужно следить.
Главный вопрос
Прежде чем приступить к получению знаний, ответьте себе на главный вопрос: для чего вы живете и зачем пришли в этот мир?
Это водораздел между знаниями нужными и ненужными.
Наше общество совершает логическую ошибку, думая, что:
Образование → Успех → Богатство → Счастье
Но на самом деле:
Образование ≠ Успех
Есть много образованных, но неуспешных людей. В то же время есть много успешных необразованных (Илон Маск, Марк Цукерберг, Стив Джобс, Билл Гейтс).
Успех ≠ Богатство
Есть успешные, но не богатые люди (успешный музыкант, художник). И есть много богатых, но не успешных людей (наследство, удачный брак, лотерея).
Богатство ≠ Счастье
Есть много богатых, но несчастных людей. В то же время есть множество счастливых, но не богатых людей.
Это водораздел между знаниями нужными и ненужными.
Наше общество совершает логическую ошибку, думая, что:
Образование → Успех → Богатство → Счастье
Но на самом деле:
Образование ≠ Успех
Есть много образованных, но неуспешных людей. В то же время есть много успешных необразованных (Илон Маск, Марк Цукерберг, Стив Джобс, Билл Гейтс).
Успех ≠ Богатство
Есть успешные, но не богатые люди (успешный музыкант, художник). И есть много богатых, но не успешных людей (наследство, удачный брак, лотерея).
Богатство ≠ Счастье
Есть много богатых, но несчастных людей. В то же время есть множество счастливых, но не богатых людей.
Заключение
Не стремитесь быть успешными или образованными. Стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь имела смысл и была наполнена смыслом.
Для того чтобы стать счастливым, нужно развивать душу, а не только разум.
Простые необразованные люди часто более искренние и добрые. Образование иногда играет злую шутку: чем более образован человек, тем более изощренно он может объяснить любой свой неэтичный поступок.
Помните принцип «облегчайте и не усложняйте»: теория идет методом усложнения, практика — методом упрощения.
Не всё определяется деньгами и успехом, но всё определяется любовью. У счастливых людей нет всего самого лучшего, но они умеют извлекать самое лучшее из того, что есть.
Счастье — это не результат получения того, чего у вас нет, а извлечение радости из того, что у вас есть.
Для того чтобы стать счастливым, нужно развивать душу, а не только разум.
Простые необразованные люди часто более искренние и добрые. Образование иногда играет злую шутку: чем более образован человек, тем более изощренно он может объяснить любой свой неэтичный поступок.
Помните принцип «облегчайте и не усложняйте»: теория идет методом усложнения, практика — методом упрощения.
Не всё определяется деньгами и успехом, но всё определяется любовью. У счастливых людей нет всего самого лучшего, но они умеют извлекать самое лучшее из того, что есть.
Счастье — это не результат получения того, чего у вас нет, а извлечение радости из того, что у вас есть.
По материалам лекции Маргулана Сейсембаева.